Две тысячи десятый - год, когда игровая индустрия словно нажала кнопку «перезапуск» одновременно во всех жанрах. Всего за двенадцать месяцев стратегии вернулись на телевидение, ролевые игры доказали политическую глубину, моды стали полноформатным бизнесом, арт-инди вывели цифровую дистрибуцию в мейнстрим, консольные шутеры получили собственный свод чести, датчики движения подарили киберспорту новые формы, а тяжёлые танки открыли самую массовую арену Восточной Европы.
Год начался броней. 30 января стартовала закрытая бета World of Tanks; к июню клиент стал открытым, а 12 августа релиз на RU-сервере зафиксировал онлайн 91 311 игроков. На «ИгроМире-2010» впервые опробовали формат 15×15 с лимитом «90 очков» и строгими таймерами, а ноябрьский онлайн-турнир «Операция „Уран“» собрал около 300 команд и закрепил первое «золото» за рязанской TD42-РККА.
Чуть позже небольшая датская студия Playdead доказала, что цифровая дистрибуция любит риск. Чёрно-белый Limbo без единого слова продался тиражом 300 000 копий за первый месяц, окупив бюджет в 1,2 млн $. Моносилуэты, литографичный туман и физические головоломки без подсказок превратили игру в интерактивную гравюру; Time включил её в топ-10 года рядом с Red Dead Redemption. После Limbo магазины XBLA, Steam и PSN начали активно продвигать малобюджетные «эмоциональные» проекты, открыв дорогу Journey и Celeste.
В июле Blizzard сменила легендарный Brood War на StarCraft II: Wings of Liberty. Полтора миллиона копий за двое суток, патч 1.0.1 в день релиза специально для корейских киберкафе, а новый Battle.net 2.0 с облачными реплеями и 128-местными турнирными лобби убрал головную боль организаторов. Телестудии в Сеуле мигом освободили эфир под HD-пакеты SC2, а фраза Майка Морхейма «We’re back on TV, but this time it’s global» стала девизом возврата RTS-киберспорта.
Осенью Obsidian выпустила Fallout: New Vegas и превратила пустыню Мохаве в лабораторию политических решений. Сразу после пролога игрок решал, кто достоин власти - НКР, Легион Цезаря, мистер Хаус или он сам, а каждая украденная ложка меняла репутацию фракций и могла закрыть целую ветку сюжета. «Hardcore» заставлял следить за водой, сном и весом патронов, а перки вроде Cherchez la Femme открывали уникальные реплики, превращая дипломатию в оружие. Несмотря на баги запуска, глубина вариативности New Vegas до сих пор считается эталоном CRPG.
13 октября Game Informer раскрыл, что Valve уже год строит Dota 2 на Source. Обещанные выделенные серверы, наблюдательский режим без «забитых слотов» и будущий Steam Workshop разорвали Интернет, а Blizzard немедленно подала иск, пытаясь оставить слово «Dota» в стенах Warcraft. Сцена разделилась: китайские LGD и EHOME остались на старом клиенте, западные MYM и Nirvana.int уже летели в Белвью тестировать альфу. Так фанатский мод превратился в будущую многомиллиардную экосистему, где торговая марка стала таким же оружием, как баланс героев.
9 ноября Call of Duty: Black Ops установила рекорд развлечений - 5,6 млн копий за сутки - и сразу провела турнир запуска GameStop: 32 команды, $100 000 призовых, 92 000 зрителей (половина - со смартфонов). Игроки сами ввели «джентльменское соглашение», запретив Last Stand, RC-XD и глушители на SMG, положив начало культуре G.A., которая позже перекочует в Halo и Valorant. Theater Mode позволил режиссёрам снимать повторы без стороннего софта, а LAN-ключ убрал «host-advantage» - так консольный шутер окончательно стал дисциплиной.
Тем же ноябрём на витринах стояли и контроллеры движения. Microsoft выпустила Kinect, Sony - Move; универмаги Нью-Йорка и Лондона устроили баттлы Dance Central и Sports Champions, где камера в реальном времени считала точность каждого жеста. Финал Best Buy Kinect Showdown собрал 15 000 зрителей, а NBC назвал это «олимпиадой будущего». Хоть motion-эйфория быстро угасла, именно тогда возникла идея измерять «калории-per-match» и превращать фитнес-игры в соревнование.
Так выглядел 2010-й: RTS вернулась на ТВ мирового масштаба, RPG доказала вес моральных выборов, мод превратился в бренд, инди-гравюра взяла игровые топы, консольный шутер создал собственный свод правил, motion-контроллеры подарили киберспорту новые жесты, а тяжёлые танки вывели Восточную Европу в глобальную онлайн-гонку. Главное наследие - исчезновение технических и творческих барьеров: облачные реплеи, встроенные театры, цифровые витрины и трекинг тела позволили любой идее, от арт-платформера до турнира миллионного фонда, напрямую встретиться со своей аудиторией.
Следите за «Хроники гейминга и киберспорта» Белорусской федерации киберспорта и Fonbet - впереди ещё немало поворотных моментов, сформировавших то, что мы сегодня называем глобальной игровой культурой.